Российские войска эффективно пользуются «окном возможностей», которое открылось для них после истощения украинской ПВО. Пишут об этом в свежих аналитических докладах сразу 2 крупных западных мозговых центра: Институт изучения войны (США) Институт стратегических и международных исследований (Великобритания).
С 20 марта российские войска нанесли несколько крупных ударов по военной инфраструктуре ВСУ. В ночь с 20 на 21 марта удары были нанесены по территории Киева (причем украинскую столицу до этого щадили целых 44 дня).
Использовались две баллистические ракеты «Искандер-М» и «Кинжал», а также как минимум 29 крылатых ракет. ISW пишет, что ракеты были запущены стратегическими ракетоносцами, поднявшимися в Ростовской и Саратовской областях.
Затем удары последовали в ночь с 22 на 23 марта. Однако теперь приоритет был отдан беспилотникам типа «Герань» (киевские генералы в Генштабе насчитали не менее 34 российских дронов над Полтавской, Николаевской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областями).
Ракеты РСЗО С-300 были нацелены на оккупированную ВСУ часть Донбасса. Кроме того, удар ракетой «Искандер-М» был нанесен по Одессе: уничтожен склад боеприпасов, который располагался на территории санатория СБУ.
Во время ударов в ночь с 23 на 24 марта основными мишенями были объекты ВСУ на юге и западе Украины. ВВС Украины сообщили, будто удалось сбить лишь 18 из 29 ракет Х-101 и Х-555, запущенных со стратегических самолетов Ту-95МС. Ранее украинцы бодро отчитывались о том, что сбиты почти все ракеты. Но, видимо, по мере истощения ПВО скрывать очевидное уже больше невозможно: украинцам просто нечем сбивать российские ракеты и дроны.
Пресс-секретарь оперативного командования ВСУ «Юг» полковник Наталья Гуменюк заявила, что приоритетные цели российских атак — снова портовая инфраструктура вдоль реки Дунай, дельта которой образует украинско-румынскую границу.
Председатель украинской государственной нефтегазовой компании «Нефтегаз» Алексей Чернышов заявил, будто российские войска нанесли удар по подземному хранилищу газа и повредили техническое оборудование в Львовской области. К крикам «Караул!» присоединились и в Варшаве: польское оперативное командование сообщило, будто бы российская крылатая ракета посетила польское воздушное пространство на 39 секунд.
А еще в Киеве были вынуждены признать: нанесен мощный удар по Мирнограду — как и Покровск, это крупный логистический узел второго эшелона украинской обороны. В ночь с 26 на 27 марта по Мирнограду и Покровску снова нанесены удары.
А вот в ночь с 24 на 25 марта использовались в основном беспилотники: они действовали большей частью по Одесской и Николаевской областям. Причем даже оперативное командование ВСУ «Юг» было вынуждено подтвердить: накануне массового вылета «Гераней» над акваторией Черного моря была запущена противорадиолокационная ракета Х-31П, чтобы вывести из строя украинские системы ПВО.
Однако намного интереснее и важнее другое заявление. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль наконец-то признал, что российская армия применяет по ВСУ (в том числе в Киеве) гиперзвуковые ракеты. Какие конкретно ракеты, Шмыгаль об этом то ли не говорит, то ли и правда не знает.
И без того внушительный список российских ударов, который составляет ISW, не включает удары авиабомбами. Их слишком много.
Эксперты британского IISS Джорджио ди Мизио и Дуглас Барри пишут, что российские планирующие авиабомбы — идеальный способ окончательно истощить растянутую вдоль всей линии фронта украинскую ПВО. Тем более, что у ВСУ практически закончились запасы ракет класса «земля-воздух» для ЗРК.
— Планирующие бомбы позволяют России пополнять арсенал тактических ракет воздушного базирования и избегать использования бомб свободного падения, которые подвергают пилотов большему риску быть сбитыми, — пишут ди Мизио и Барри.
В самом начале СВО украинская ПВО строилась вокруг российских ЗРК С-300 для поражения целей на больших расстояниях и комплексом «Бук» для поражения целей средней дальности. Каждый месяц по российским целям выпускалось до 180 ракет С-300, и их боезапас должен был полностью закончиться уже к маю 2023 года.
Натовцы предоставили ВСУ несколько разномастных батарей ЗРК (NASAMS, IRIS-T), а также инженерное чудо-юдо, которое сами же назвали «ПВО Франкенштейна»: ракеты Raytheon RIM-7 Sea Sparrow устанавливались на пусковую установку «Бук». Британцы модифицировало ракету класса «воздух-воздух» малой дальности MBDA для наземного запуска, используя Supacat HMT 600 в качестве ракеты-носителя. Однако все эти усилия оказались бесполезны.
— Война на истощение в воздухе будет все больше благоприятствовать России. Ну, а способность Украины противодействовать российским воздушным угрозам зависит только от США и их союзников, — пишут ди Мазио и Барри. Только вот американцы помогать киевскому режиму и не думают.