В Берлинской филармонии в Большом зале состоялась премьера проекта Азизы Садыковой «Цветные сезоны/Farbezeiten», написанного по заказу Немецкого Симфонического Оркестра (DSO), вдохновленного классическим циклом для скрипки и оркестра Антонио Вивальди «Времена года».
Идея этого проекта принадлежит Дитеру Рексроту, известному в Германии покровителю высокого искусства. Его концепция заключается в том, чтобы наполнить музыку великого итальянца объемным звучанием, нашла отклик у современного берлинского известного композитора и органиста Азизы Садыковой, любительницы новаций в музыке, нетрадиционных музыкальных техник, ударных инструментов, ритмов и перкусий. Внучка Толибжана Садыкова, автора первой узбекской оперы «Гульсара» основателя Союза композиторов Узбекистана, — так что корни классической музыки здесь налицо.
Классические «Времена года» Вивальди для скрипки и симфонического оркестра Азиза Садыкова в прямом и переносном смысле «украсила» звучанием гобоя, тромбона, трубы, ритмами и звуками ударных инструментов, список цикла Вивальди. «Моя идея была воссоздать эту музыку в использовании полного оркестра со всеми его новшествами, которых во времена Вивальди не существовало» (Азиза Садыкова).
И благодаря таким «новшествам» получился роскошный коктейльный музыкальный хит в формате 5Д, состоящий из знакомого до боли «живописного беспорядка», сдобренного яркими персонажами и бытовыми звуками эпохи, модой архитектурой, причудливой историей. Было ощущение, что слушатели и зрители перед вторым отделением концерта надели суперсовременные очки виртуальной реальности и погрузились в музыкальную игру-путешествие по таинственным закоулкам барочной эпохи. И все пришли от такого пиршества музыки, звуков и ритма в полный восторг! Но обо все по порядку.
В первом отделении слушателям была предложена интерпретация пианистки из Риги Лаума Скрийд романтического фортепианного цикла Фанни Хенсель «Двенадцать месяцев», иллюстрируемый циклом стихотворений «Пять времен года» немецкого поэта Фредерика Гёльдерлина в исполнении Библианы Беглоу, продекламированные чересчур патетично для романтической поэзии. Игра латвийской пианистки Скрийд оказалось неровной, небрежной и далекой от романтизма. Похоже, во время исполнения она бродила по рижским улочкам и лишь иногда оказывалась в Большом зале Берлинской филармонии. И даже голубое платье не помогло мне «улететь в мир грез и терзаний».
Во время антракта в фойе филармонии я случайно встретился со своей ташкентской землячкой Азизой Садыковой, композитором-героиней второго отделения концерта. Ее волнение, красота и роскошное бархатное платье в стиле а-ля барокко с воланами вдохновили меня вернуться в зал, и я был вознагражден праздником музыки и звука.
Музыка Вивальди стала неотъемлемой часть не только классического музыкального мира, но поп, рок и даже хип-хоп культуры. «Времена года» Вивальди исполнят постоянно, везде и всегда. И в этот вечер в камерном зале Берлинской филармонии в это же время проходил концерт классического Вивальди в компании великолепного Пьяцоллы. И многие, отстояв очередь за билетами, отправлялись в камерный зал на Вивальди-классику, а другие, и я в их числе, на Вивальди в редакции Азизы Садыковой под руководством блистательного дирижера Кента Нагано, который более 6 лет был главным дирижером Немецкого симфонического оркестра (DSO), а сейчас является Почетным Дирижером DSO.
C первых музыкальных тактов стало ясно что нас ждет незабываемое музыкальное шоу. Кент Нагано за дирижерским пультом был точен, выверен и блистателен. Ведь кроме симфонического оркестра он управлял солистами: великолепным гобоистом Томасом Хекер, роскошным виолончелистом Мишей Мейер и стильным трубачом Бернхардом Плэгг. Но звездой это вечера стала болгарская перкуссионистка Виви Васильева. Ее ударные музыкальные инструменты, различные барабаны, гонги, вибрафоны были расположены по периметру всей сцены большого зала и для того чтобы ей успеть в нужное время в своему музыкальному инструменту, высокая, стройная Виви с длинными распущенными волосами в ярко алом классически прямом платье носилась по сцене как настоящая бестия и напоминала булгаковскую Маргариту. Эта королева барабанов и перкуссий считает, что Вивальди просто не знал о существовании таких ударных музыкальных инструментов, иначе обязательно их использовал. И барабаны, по ее мнению, главный инструмент 21 века и именно такой инструмент привлечет молодую аудитории. И с этим невозможно не согласиться! Когда она вышла на поклоны и все увидели ее роскошную фигуру в длинном платье в пол, многие обратили внимание на ее черные рокерско-готические боты на высокой подошве, которые сказали о многом. Овации переводили в крики и восторги!
Все это выглядело как настоящий фантасмагорический перффоманс, а не концерт классической музыки, даже барочной, даже Вивальди! И виновница всего этого действия композитор Азиза Садыкова – главная звезда этого вечера. «Что меня действительно удивило в музыке Вивальди, так это то, как мало инструментов (всего дюжина) он использовал и все же достигал таких эффектов. Небольшой струнный оркестр и клавесин. Больше никогда. Моей целью было значительно расширить оркестр, расширить звуковую палитру. Я хочу встроить барокко с его волшебством и элегантностью в настоящее, потому что верю, что это время не прошло, а все еще находится в пространстве: шелест одежды, бархатные костюмы, звуки голосов и эмоций», — так определила для себя творческую задачу композитор Азиза Садыкова.
Источник: argumenti.ru