В театре Сергея Безрукова проходит «следственный эксперимент»
В Московском Губернском театре состоялись премьерные показы спектакля «Капитанская дочка». Автором идеи и режиссёром стал худрук МГТ Сергей БЕЗРУКОВ. Он пошёл вслед за Пушкиным, художником, историком, исследователем, используя в спектакле не только выдающийся художественный текст романа, но и научную монографию Александра Сергеевича «История Пугачёва», а также реальные документы той эпохи, выдержки из допросов и судебного слушания по делу о восстании Емельяна Пугачёва.
«Капитанская дочка», как известно, – единственный законченный роман Александра Пушкина, опубликованный при его жизни. Также он стал последним прозаическим произведением классика и одним из первых исторических романов в русской литературе. К работе над ним Пушкин приступил в начале 1830-х годов. Сначала собирал материалы для произведения о Петре Великом и Александре Суворове, для чего добился доступа к архивным документам. Однако в ходе их изучения поэт увлёкся историей крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Так и появилась «Капитанская дочка».
Стоит отметить, что в те годы из-за неспокойной обстановки в различных частях Российской империи тема пугачёвского бунта была негласно запрещена. Однако Пушкину удалось вывести её из тени: параллельно с «Капитанской дочкой» он работал над научной монографией «История Пугачёвского бунта», публикацию которой одобрил лично император Николай I. В 1836 году, за несколько месяцев до гибели Пушкина, в журнале «Современник» была опубликована и «Капитанская дочка».
Сергей Витальевич Безруков перед премьерой так высказался о замысле и сути постановки:
– Идея спектакля пришла мне в «Сапсане», когда я ехал из Москвы в Питер. Александр Сергеевич работал в архивах и, по воспоминаниям некоторых современников, встречался с очевидцами тех трагических событий. Великий русский классик проделал огромный труд. Что-то из его изысканий вошло в «Капитанскую дочку», что-то совсем не вошло. Повесть знакома нам со школьной программы, а в этом возрасте главное, что ты видишь, – любовная история. Но, перечитывая книгу сегодня, я с удивлением открыл для себя 14-ю главу, она называется «Суд». Гринёв попадает под арест и приговаривается к смертной казни. В нашем спектакле мы смотрим на всю историю через призму именно этой главы, и повествование превращается в драму-расследование. Герои – Гринёв, Пугачёв, Швабрин и другие – рассказывают свои истории в показаниях. Таким образом, мы сохраняем авторский текст Александра Сергеевича, описательный язык, который обычно вырезают, когда делают инсценировки. Всё спускают до уровня диалогов, за редким исключением. А где тот самый потрясающий описательный пушкинский язык? А у нас он присутствует.
Более того, на нашей сцене проводится следственный эксперимент, и это, конечно, уже «театр в театре». И вроде копья не настоящие у казаков, простые палки, и приглашённые скоморохи изображают жертв, а всё равно интригует. Я думаю, жанр расследования в наше время смотрится очень свежо и интересно. Само следствие, которое происходит на глазах зрителя, очень современно звучит. В центре – драма Гринёва, его попытка оправдаться, желание привести факты и в то же время нежелание как-то упомянуть Машу Миронову, свою возлюбленную. Он делает это сознательно, дабы избавить её от очных ставок, от того, что она может снова увидеть убийц своей матери и отца. Пётр понимает, что Маша очень молода, чтобы это пережить, не называет её, но таким образом фактически подписывает себе смертный приговор.
В нашем спектакле нет крови, того самого ужаса натурализма, который так или иначе должен присутствовать, потому что события, которые тут описываются, – это жесточайшие события русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Но сохраняется напряжение, присутствует нерв. Вообще жестокость страшна во все времена, зло в человеке неискоренимо, оно в нём сидит. Поэтому люди должны ценить жизни и взгляды других рядом стоящих людей. И ещё вот что важно. Надо было дать шанс героям покаяться. В нашем спектакле у них есть такая возможность, хотя некоторые, кроме ненависти, ничего не заслуживают. Вопрос покаяния – это для нас в спектакле самая главная тема. Главная она и в наше время, она отвечает духу времени.
…Что ж, задачи режиссёром Сергеем Безруковым были поставлены грандиозные, и, надо сказать, все справились. Прекрасные работы актёров – Дмитрия Карташова (Емельян Пугачёв), Олега Савостюка (Пётр Гринёв), Александры Лукьяновой (Маша Миронова), Антона Соколова (Швабрин) и др. Ребята «тратятся» по полной в каждой сцене, в каждом эпизоде. Замечательны «живые» декорации художника-постановщика Максима Обрезкова, оригинальные костюмы художника Тамары Эшбы, креативная музыка Александра Биллиона, свет Александра Сиваева.
Вот что сказал о постановке «Капитанской дочки» присутствующий на премьере известный драматург и телеведущий Андрей Максимов:
– Это очень хороший спектакль, очень интересная инсценировка. Абсолютно необычная, она позволяет смотреть на всем известную историю с большим интересом. Сильная режиссура Сергея Безрукова. Серьёзная, очень хорошо продуманная, великолепно играют артисты, а это всегда заслуга режиссёра. Из последнего, что я видел, «Капитанская дочка» – один из лучших спектаклей. Меня приятно удивило, что Сергей Витальевич перед премьерой невероятно нервничал. Человек, который добился всего, о чём артист только может мечтать, – всенародная слава, свой театр, он ставит всё что хочет. Но вот прямо – и это было видно – нервничал, волновался и вёл себя как робкий школьник! Я Безрукова прекрасно понимаю, это идея, которую он вынашивал много лет, для него «Капитанская дочка» – очень важная история. Спектакль гораздо шире и гораздо глубже, чем просто постановка о любви во время пугачёвского восстания. Это спектакль общечеловеческий, про то, что такое покаяние. Про то, насколько человек – хозяин своей судьбы или, наоборот, судьба играет человеком. Он очень, мне кажется, важный, и многое из того, что Сергей Витальевич хотел бы высказать, он там высказал…
К этим словам добавить, право, нечего. Разве что – приятного просмотра!
Источник: argumenti.ru