Введённый в 2018 г. в регионах массового туризма курортный сбор, согласно изменению в законодательстве, с 2025 г. смогут вводить все регионы России без исключения.
Налог пришлось, конечно, переименовать, и теперь он будет называться туристическим. Вводить или нет новый сбор – решать местным властям, они же вправе устанавливать размер платежа с объектов размещения (курортный сбор взимается с туристов). Федеральным законом установлена максимальная ставка от стоимости услуг по проживанию – в 2025 г. она составит 1% и каждый год будет увеличиваться на один процентный пункт до 2029 г., позже 2029-го – не выше 5%. Собранные средства будут «окрашены» – муниципалитеты смогут их потратить исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание туристической инфраструктуры.
«АН-Туризм» уже рассказывал о планах по введению нового налога в Суздале, Сортавале, Вологде и Пскове – то, что местные власти традиционных мест притяжения туристов ухватились за возможность пополнить бюджет, в принципе логично. А вот в регионах, мягко скажем, не совсем туристических всё не так однозначно.
«Архангельск сложно назвать туристически привлекательным городом. Не вводим ли мы лишнее обременение к ответственному бизнесу, который работает законно в отличие от арендодателей? Ведь люди, которые сдают квартиры приезжающим, не будут платить налог. Предположим, что семья из пяти человек приезжает в Архангельск на 10 дней. В день они обязаны будут заплатить минимум 500 рублей. В общей сложности получится 5 тысяч рублей за это время пребывания. Это неподъёмная сумма для многих российских семей», – заметила на обсуждении туристического налога в городской думе депутат Мария Харченко. Налог в итоге решили ввести, и с нового года гости Архангельска, остановившиеся в гостиницах, будут обязаны уплатить налог в размере не более 1% от стоимости проживания в сутки, но не менее 100 рублей. А представители администрации города сообщили депутатам, что подобный налог собираются ввести и власти Каргополя.
Совет депутатов Новосибирска принял решение о введении в городе туристического налога. От оплаты налога освобождены жители Новосибирской области; лица, имеющие на иждивении трёх и более детей; лица, чьи дети в возрасте 18–23 лет учатся на очной форме обучения; члены семей участников СВО. Отметим, что по итогам 2023 г. Новосибирская область стала лидером в СФО и вошла в топ-10 в России по турпотоку. Свыше половины туристов, приезжающих в Новосибирскую область, являются жителями соседних регионов.
А вот в Свердловской области отказались от идеи ввести туристический налог после того, как резко против нового налога выступила Уральская ассоциация туризма (УАТ). В своём письме на имя заместителя губернатора региона Дмитрия Ионина ассоциация подчёркивала, что введение туристического налога в Свердловской области является преждевременным, полезность данной меры для развития туризма в регионе представляется проблематичной и недоказанной, в связи с чем в ближайшие годы вводить туристический налог в Свердловской области не рекомендуется. Как отмечается в письме, туристические налоги обычно вводятся тогда, когда то или иное турнаправление перегружено. По мнению УАТ, к Екатеринбургу это не относится. Также при введении туристического налога в Свердловской области сократится деловой туризм, поскольку компании предпочтут дистанционное решение вопросов дополнительным тратам.
Предложение УАТ поддержали в Департаменте по развитию туризма и индустрии гостеприимства региона и профильном комитете Заксобрания. Итог подвёл замгубернатора Дмитрий Ионин: «Говорить о турналоге преждевременно. Механизм новый, и практика его применения ещё не ясна даже на примере регионов массового туризма».
Глядя на успех уральских коллег, отельеры Ростовской области также попросили власть не вводить туристический налог в регионе, так как нововведение окажет негативное влияние на туротрасль. «При стоимости двухместного номера в размере 3, 5 тыс. руб. гости должны будут заплатить суммарно 200 рублей туристического налога, что составит более 5% от цены за номер в сутки. Получается, что чем отель бюджетнее, тем выше будет процент, составляющий туристический налог, от валовой выручки», – пояснила президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Елена Папиж. О планах ввести турналог власти Ростовской области и города Таганрога заявляли ещё летом.
Креативнее всех подошли к турналогу депутаты Новгородской городской думы, которые для одобрения введения в регионе туристического налога провели своё заседание в пятницу, 27 сентября, во Всемирный день туризма. В 2025 г. ставка налога в Великом Новгороде составит 1% от налоговой базы, 100 рублей в день минимум.
Неожиданный поворот
«АН-Туризм» редко сообщает о мизерных штрафах к авиакомпаниям за овербукинг – обычно это 30 тыс. руб., что слону дробинка, поэтому мы и не акцентировали внимание на подобных новостях. Но новость из Екатеринбурга может создать хороший прецедент: Уральская транспортная прокуратура из-за факта овербукинга возбудила дело об административном правонарушении в отношении компании «Уральские авиалинии». Но вместо статьи «Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов» (где штраф те самые 30 тыс. руб.) дело возбуждено по статье по статье «Обман потребителей». А по ней юрлицу может грозить штраф от 100 до 500 тыс. рублей.
Само рассосалось?
В МИД РФ сообщили о решении проблемы с перелётами в Мексику через Турцию. «Мы сделали всё возможное, чтобы российские туристы могли спокойно летать в Мексику и другие страны Латинской Америки. По крайней мере сигналов о том, что сейчас возникают какие-либо проблемы в аэропорту пересадки в Турции, у нас нет», – рассказал директор Латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин.
Напомним, что с марта этого года турецкая авиакомпания Turkish Airlines массово снимала (а «АН-Туризм» об этом подробно писал) россиян с рейсов в Латинскую Америку. Авиакомпания также запрещала агентам выписывать билеты только в одну сторону на рейсы из Стамбула в Мехико, Канкун, Боготу, Сан-Паулу и Буэнос-Айрес. Также турецкая авиакомпания остановила продажу единых билетов из России в Мексику. На сайте Turkish Airlines всё ещё висит предупреждение о специальных правилах посадки на рейсы в Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Панаму, Кубу и Бразилию.
Так что «решение проблемы», скорее всего, связано с тем, что россияне просто стали выбирать другие маршруты для транзита в Мексику. Например, АТОР (Ассоциация туроператоров России) утверждает, что сейчас туроператоры возят своих клиентов в Латинскую Америку другими маршрутами: или Ethiopian Airlines через Аддис-Абебу, или Emirates через Дубай, или «Аэрофлотом» до Гаваны, далее – местными авиакомпаниями. А те, кто всё же летит Turkish Airlines, по-прежнему могут пострадать. Так, например, за день до того, как Александр Щетинин заявил, что «проблемы решены», СМИ рассказали о том, как гражданин России 22 сентября летел стыковочным рейсом турецкой авиакомпании из Черногории в Панаму и на транзите в Стамбуле ему и ещё нескольким пассажирам отказали в посадке на второй сегмент. «Никакой бумаги об отказе не предоставили, и мы с группой таких же, как я, «везунчиков» ходили туда-сюда от гейта к стойке авиакомпании и слушали нелепые отмазки. В итоге я потерял целый день в аэропорту, 3 тыс. евро за билеты и ещё багаж!» – написал несостоявшийся пассажир у себя в соцсетях. После того как историю растиражировали СМИ, последовало продолжение – Turkish Airlines уведомили россиянина о том, что теперь ему запрещены перелёты на её рейсах в Латинскую Америку на один год. «Ваш въезд в страны не одобрен властями этих стран», – сообщили в уведомлении.
«Российские дипломаты сообщают о «решении вопроса», но подтвердить это на деле можно будет только тогда, когда в системе Turkish Airlines снова появятся сквозные тарифы из России в страны Латинской Америки. Пока таких тарифов нет, и проверить доступность поездок по маршруту через Стамбул туристы могут только на своё усмотрение и на свой риск», – считает вице-президент АТОР Артур Мурадян.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964
Источник: argumenti.ru