Что есть платное образование? Невозможно за деньги впихнуть в человека знания. Либо он способен учиться, либо нет: третьего не дано. Вы хотите, чтобы ваших детей учил педагог, у которого не хватило знаний или баллов, чтобы поступить в педагогический? Или лечил педиатр, купивший клятву Авиценны?!
Есть ещё и такой фактор: «отбить вложенное». Заплатил молодой, так сказать, врач несколько миллионов за обучение. И что, он пойдёт в поликлинику терапевтом?! На сто тысяч зарплаты?! Да её не хватит даже на выплаты по кредиту. Лучше он займёт ещё, «напишет» диссертацию и пойдёт в платную клинику принимать тех, кто может заплатить.
Образовательная инфляция
Конечно, сказанное выше не так однозначно. Зачастую учащиеся на бюджетных местах филонят гораздо больше, чем мальчик из глубинки, работающий по вечерам, чтобы оплатить образовательный ключик к лучшей жизни. Разговор о самой системе, принципе требования серьёзных денег за получение знаний или, на худой конец, бумажки-диплома.
В сентябре прошлого года вице-премьер Чернышенко озвучил общее число студентов – 4 с лишним миллиона. Примерно половина учится на бюджете, половина – на платных местах. Средняя стоимость обучения – минимум около 200 тыс. в год. Итого образовательный кусок пирога – примерно 400 млрд рублей. В реальности, конечно, ещё больше.
Кстати, в Москве и Петербурге на рубеже 2010-х год обучения в вузе стоил в среднем не более 100 тыс. рублей. Сейчас в столичных вузах ещё нужно поискать местечко меньше чем за полмиллиона. То есть обучение подорожало примерно в пять раз. Между тем накопленная инфляция с того же 2020 по январь 2023 г., по официальным данным, – 141%. По январь 2024 г. – 159, 26%.
Министерство науки и высшего образования России объявило о повышении стоимости обучения в вузах страны в новом, 2024/2025 учебном году. В среднем на 9–10%. По словам чиновников, повышение связано с инфляцией, увеличением затрат на поддержание инфраструктуры вузов, а также на рост качества образования. А ещё оно позволит усовершенствовать учебные программы, обновить техническую базу вузов и улучшить условия преподавания. Мотивировки стандартные и ежегодные: улучшить, углубить, совершить скачок или прорыв.
Правда, как коррелируется рост цен и рост качества образования, естественно, никто не поясняет. Поскольку нижний порог цены за платное обучение формирует Минобрнауки, то меньше взять нельзя. Зато верхний ничем и никак не регламентирован. Только жадностью руководства конкретного вуза.
Физик-ядерщик за деньги
Вообще-то минимальная стоимость платного обучения в вузе рассчитывается исходя из суммы, которую государство платит за обучение студента-бюджетника. Она зависит от оборудования в том числе. Поэтому всех студиозов по себестоимости обучения делят на три группы.
Первая: экономика, статистика, педагогика, психология, история, философия, юриспруденция и другие, в основном гуманитарные специальности, которые не требуют специального оборудования и приборов. Нормативы, уже утверждённые Минобрнауки на 2024/2025 год для этой группы на программы бакалавриата и специалитета, составят 101, 5 тыс. рублей.
Во вторую группу отнесены программы, по которым готовят инженеров, архитекторов, химиков, ИТ-специалистов. Траты на обучение таких специалистов выше, чем в первой группе: 118, 1 тыс. рублей.
К третьей группе относятся направления, где для обучения необходимо сложное оборудование: ядерная физика и энергетика, самолёто- и ракетостроение, клиническая медицина, а также программы по подготовке спортсменов, деятелей культуры и искусства. Эти будущие специалисты стоят дороже остальных: 145, 9–267 тыс. рублей (в зависимости от подгруппы специальностей).
Есть ещё специальные коэффициенты: территориальные, статусные, показатели эффективности, например процент трудоустройства выпускников. Всё это идёт в плюсик к минимальной сумме. Так как статусность оценивают сами ректоры, то зачастую обучение на специальности «экономика» часто стоит дороже, чем на специальности «ядерная энергетика и технологии».
Хороший пример для сравнения – МГИМО и НИЯУ МИФИ. В 2023 г. программы МГИМО «Международная экономика и финансы» и «Международные финансы и управление инвестициями» в год стоили практически круглый миллион без двух тысяч рублей. Программа «Государственная политика / Statecraft» – 945 тыс. рублей в год, «Политика и международные отношения / Politics and International Relations» – 850 тыс. рублей в год, программа «Глобальная политика» – 750 тех же тысяч рублей в год.
А в МИФИ программа «Ядерная физика и технологии» – всего 175 тыс. в год. На миллион, заплаченный будущими международными экономистами (особенно «ценными» в наше время!), можно обучить шесть физиков-ядерщиков. Славный паритет.
МГИМО справедливо занимает первое место по жадности. Обучение на классической для него программе «Международные отношения» в 2023 г. стоило 621 тыс. рублей в год. В 2019 г. оно составляло 576 тыс., в 2016 г. – 450 тыс. рублей. На программе «Международная журналистика» стоимость платного обучения в 2023 г. составляет 634 тыс. рублей в год против 556 тыс. в 2019 г. и 450 тыс. рублей в 2016 году. В среднем год обучения стоит 595 тыс. рублей. На 2024/2025 год расценки возрастут ещё процентов на 10–12.
В отчёте за 2023 г. приводятся интересные цифры финансирования «школы дипломатов». «Бюджет МГИМО на 01.10.2023 составил 6 393 млн (включая государственное задание, субсидию на иные цели, поступления от целевых средств, в том числе «Приоритет-2030» и внебюджетных средств). Доля государственного финансирования на выполнение государственного задания составила 22% (1 424 млн рублей). Доля государственного финансирования с учётом субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и грантов в форме субсидий составила 43% (2 772 млн рублей, включая «Приоритет-2030»). Объём доходов от внебюджетных источников (за исключением целевых средств, в том числе средств «Приоритета») составил 3 252 млн рублей». Конец цитаты.
Переводя на русский язык, больше половины бюджета МГИМО получает от государства в том или ином виде. Чуть меньше половины зарабатывает. Это и есть главная цель высшего учебного заведения МИД РФ? Зарабатывать деньги? А мы думали, готовить дипломатов и политиков.
Экономика от Высшей школы
Не отстаёт в алчности и эксперт правительства страны – Высшая школа экономики. Обучение на факультете международного бизнеса в Вышке обойдётся в 1 млн в год. И тоже подорожает в этом учебном году. По одним рейтингам, ВШЭ держит почётное второе место по средней стоимости обучения – 519 тысяч. По другим – немедальное пятое с 565 тысячами. Видимо, разная методология подсчёта средней температуры по больнице. А второе место достаётся Российской школе экономики с 670 тысячами. Третье, парадоксально, занимает Московская государственная консерватория им. П. Чайковского – 666 127 рублей.
Как бы то ни было, но ВШЭ, вероятно, один из самых госфинансируемых вузов страны. В его отчёте за 2023 г. и планах на 2024 и 2025 гг. в графе «Поступления всего» значатся умопомрачительные цифры в 37 с хорошим гаком миллиардов.
Практически все высшие учебные заведения поднимут расценки на платных программах. В среднем прогнозируется, что рост составит 10–12%. В 2023 г. подорожание составило от 10 до 15%, а в некоторых вузах и до 22%. Минобрнауки не имеет полномочий запрещать задирать цены, а может только рекомендовать.
Как видим, к рекомендациям мало кто прислушивается. Госвузы, прикрываясь инфляцией, повышением тарифов, индексацией зарплат профессорам и преподавателям, пишут стоимость, ориентируясь только на рыночный спрос: «Сколько могут заплатить?» И хотя термин «образовательная услуга» исключён из закона об образовании, разумеется, по настоянию Владимира Путина, но сам смысл процветает.
Пора идти дальше: госвузы не должны совмещать «оказание услуг» и обучение людей, но должны финансироваться государством в полном объёме, благо деньги есть. Платные частные вузы – давать платное образование тем, кто имеет возможность платить. Пусть первые готовят нужных стране специалистов, а последние соревнуются в престижности, жадности и алчности. И это будет настоящий образовательный капитализм.
Источник: argumenti.ru