Volkswagen AG впервые за всю свою историю собирается не расширяться, а сворачиваться — в ближайшее время ряд заводов концерна планируется закрыть. Под нож, в первую очередь, пустят производства электромобилей, продажи которых продолжают быстро сокращаться. Конкуренция со стороны компаний из КНР, конечно, имеет место, однако главная проблема в ином.
VAG вынужден фиксировать убытки — бесчисленные десятки миллиардов евро, вложенные в производство электромобилей, пошли псу под хвост. Немцы поставили не на ту лошадку. Вроде как погнались за модой, и теперь терпят колоссальные убытки. А всё потому, что хвалёные немецкие педантизм и основательность отставлены в сторону, на первое место руководство компании внезапно вывело «прогресс» и экологию. Без должных бухгалтерских расчётов.
А они, в общем-то, крайне примитивны. Литр углеводородного топлива — АЭС в Евросоюзе (кроме Франции) не осталось, они под запретом — после сжигания на ТЭЦ, выработки электричества и передачи его по проводам теряет более 60%. Это и КПД котлов, и эффективность генераторов, и потери на ЛЭП.
Всё из курса физики для 5−6 классов, знания, доступные даже «жертвам ЕГЭ». Поэтому гораздо выгодней залить бензин (солярку) в бак авто, эксплуатация электромобилей в 2−2,5 раза дороже, нежели традиционных транспортных средств с ДВС.
Куда смотрят экологи? Туда, куда им скажут, и за что заплатят. Недавно в ЕС случился гнуснейший скандал: оказалось, что фанатичная экоактивистка Грета Тунберг вполне себе вменяемая и очень даже продуманная самка человека. Состояние девушки превышает $18 млн, у неё 6 дорогих объектов недвижимости и аж девять автомобилей. Дома ещё ладно, но с машинками как-то совсем перебор. Вроде как ей по статусу положено кататься на велосипеде, или хотя бы на какой-нибудь экологичной микролитражке вроде Smart. Но в количестве одна штука, а не девять. Собственно, чем занимаются «экологи», было известно и ранее, просто такое дерьмо ещё не всплывало.
«На карту поставлена будущая жизнеспособность промышленности в этой стране, так как возможен соответствующий цепной эффект. Мы не позволим VW продать Германию как место для бизнеса», — грозится главный представитель профсоюза VAG Даниэла Кавалло.
Собственно немецкие заводы будут закрывать в последнюю очередь, пока в повестке дня сокращение 90% штата предприятия в Брюсселе. Но ситуация в компании очень тяжёлая, такой не было ни разу за всю её 87-летнюю историю. При совокупной мощности в 14 млн авто (все заводы, подконтрольные VAG) за 2023-й было произведено всего 9 млн машин. И предприятия в ФРГ всё равно придётся «реформировать», увольняя персонал.
Однако не стоит думать, что в руководстве концерна сидят дураки, не способные справиться с калькулятором. Вообще-то в Volkswagen изначально и не собирались заниматься электромобилями, причём совсем. Альтернативой им предполагалось сделать экономичные и экологичные авто с дизельными моторами, и на этом поприще в концерне достигли очень многого. Собственно, дизели от Volkswagen уже много десятилетий славятся как очень надёжные и почти «вечные» силовые агрегаты, причём крайне экономичные.
Однако в 2015-м грянул так называемый «Дизельгейт» — руководство VAG обвинили в завышении экологических характеристик их ДВС, работающих на солярке. Экологи вроде Греты Тунберг начали верещать, как укушенные, отрабатывая свои виллы и лимузины, концерн завалили судебными исками на десятки миллиардов долларов. И, по сути, вынудили заняться электромобилями. Да, это был банальный шантаж.
Кому сие выгодно? Прежде всего, владельцам месторождений нефти, газа и угля. Россия на этом рынке, конечно, тоже игрок, но не самый великий, да и санкции, однако. Так что точно не нам. Мировой космополитической «закулисе» точно не нужны десятки миллионов экономичных дизельных авто, зато прожорливые электромобили — самая настоящая находка.
Более того, есть ведь и так называемый биодизель, в который можно перерабатывать любые органические отходы. Они нынче гниют или сжигаются, то есть отравляют окружающую среду, а можно пустить в дело. Более того, биодизель в силу своего природного происхождении не содержит серы и прочих вредных веществ, имеющихся в нефти, то есть он безвреден. Но тогда это получится практически «вечный двигатель» — экономичные машины, которые вовсе не загрязняют окружающую среду. Вот только таковые не нужны, так как прибыли торговцев углеводородами упадут.
Всю эту несложную логику не разглашают, главными виновными в кризисе европейского автопрома — проблемы не только у VAG, ещё у Fiat, у французов, и не только — назначены китайцы. Дескать, электромобили из КНР очень дешёвые, поэтому продукция ЕС неконкурентоспособна.
Авто из Поднебесной, действительно, довольно недорогие, хотя пропасти по цене с продукцией ЕС уже нет. И эксплуатационные расходы у них точно такие же, а часто и побольше. Ведь качество немецких машин всё ещё выше, то есть расходы на ремонт меньше, а это немаловажный фактор. И жрут китайские электромобили так же много, в два-три больше, чем машины с ДВС. Так что Пекин тут точно не при чём.
По ту сторону океана проблемы аналогичные, General Motors Co. и Ford Motor Co. вовсю сокращают инвестиции в производство электромобилей. Так как и там кризис продаж.
И по тем же самым причинам. Не покупают, хоть ты тресни, особенно традиционно консервативные жители американской «глубинки».
Образовалась и иная проблема, причём во всех странах — со страховкой. На электромобили она значительно дороже!
«Средняя страховая премия за электромобили (полисы типа КАСКО — „СП“) выросла до 1344 фунтов стерлингов ($1700) к концу прошлого года, что примерно вдвое превышает стоимость покрытия для традиционных автомобилей. Увеличивается продолжительность ремонта, растёт стоимость комплектующих, и, вероятно, вы увидите больше списанных электромобилей, поскольку их остаточная стоимость в настоящее время особенно низка», — отметил генеральный директор британского страхового брокера Howden Group Holdings Ltd. Howden Карл Шукер.
Жадность миллиардеров спровоцировала самый настоящий промышленный кризис, в ЕС точно.
«Мы потратили миллиарды, чтобы сделать возможным электромобильность. Теперь вопрос: мы всё делали правильно?» — говорит генеральный директор ZF Friedrichshafen AG (один из ведущих мировых производителей актокомпонентов, прежде всего, трансмиссий — «СП») Хольгер Кляйн.
Немцы, итальянцы и прочие европейцы ничего особо сделать не могут, так как на территории их стран стоят американские военные базы. Во Франции их нет, зато есть «ручной» президент, который всегда готов услужить своим хозяевам из Вашингтона. Не маразматику Байдену, а тем, кто принимает реальные решения.
Но не всё так просто, электромобильный лохотрон и его последствия для экономики Германии уже привели к политическим последствиям. В стране крепнут позиции правых и ультраправых, а также, что самое удивительное, пророссийские силы. Как это сочетается, не очень понятно, но факт. Как говорится, «жить захочешь — и не так ещё раскорячишься».